О том, что такое «корпоративная социальная ответственность», о социально-ориентированных проектах, о корпоративных ценностях компании «Nestlé» беседуем с  членом Правления, директором по корпоративным делам и специальным проектам  Андреем Николаевичем Бадер.

Сегодня, такое понятие как «корпоративная социальная ответственность» понимается по-разному. А что оно значит для компании Nestlé?

Мы считаем, что для того, чтобы  бизнес был успешным в долгосрочной перспективе, он должен быть источником ценностей не только для акционеров, но и для общества в целом. В Nestlé такой подход называют «Создание общих ценностей» (Creating Shared Value, или CSV). Эта концепция нашла отражение в социальном отчете «Нестле» за 2007 год и была впервые представлена мировой общественности на форуме с одноименным названием, который прошел в Нью-Йорке в апреле 2009 года. Мы понимаем «Создание общих ценностей» не как филантропию или дополнительную функцию, а как основополагающую часть стратегии нашего бизнеса. Поэтому мы не говорим о КСО – мы говорим о создании общих ценностей. Наша социальная активность вне компании непосредственным образом связана с нашим бизнесом.

 Осуществляя свою социальную политику, каких основных принципов придерживается компания?

В основе нашего бизнеса лежит принцип соблюдения действующего законодательства и международных конвенций, в частности, положений Всеобщей декларации прав человека, всемерная поддержка Глобального договора ООН, а также следование внутренним стандартам и положениям. Помимо соответствия этим документам, наш бизнес строится на непрерывном развитии. В ходе своей деятельности мы стремимся не причинять вреда окружающей среде, проявляя тем самым заботу о будущих поколениях. Мы убеждены, что нельзя останавливаться на достигнутом: мы должны создавать ценности как для компании, так и для общества, и именно в тех областях, где их интересы совпадают. Компания проанализировала всю свою цепочку ценностей и определила три области наибольшего соприкосновения интересов акционеров и общества, те области, где возможна максимальная эффективность ее деятельности. Это – использование водных ресурсов, развитие сельских областей и питание.  Наша цель – развитие стратегии корпоративной социальной ответственности «Создание общих ценностей».

Что для вашей компании является ключевой ценностью при реализации политики социальной ответственности? 

«Создание общих ценностей» – часть бизнес стратегии  компании Nestlé. Наша цель не только устойчивое развитие и строгое соответствие стандартам, но создание новых, более значимых ценностей для общества и наших акционеров в сфере питания, обеспечения чистой водой и развития сельских районов. Мы не жертвуем бережным отношением к окружающей среде, к сообществам, в которых мы работаем, к нашим сотрудникам в пользу краткосрочных выгод. Именно поэтому вот уже более 146 лет, что существует компания,  мы, опираясь на знания в области питания и здорового образа жизни, производим высококачественные продукты питания.

 Всегда ли Ваша компания придерживалась принципов социоориентированности? Как давно компания стала уделять внимание КСО?

Всегда, можно сказать, с самого начала создания компании. Желание привнести положительные изменения в жизнь людей и способствовать устойчивому развитию компании в долгосрочной перспективе прочно вошло в культуру Nestlé с момента ее основания в 1866 году. Так, первым продуктом компании, который изобрел ее основатель Генри Нестле, была детская смесь Farine lactée, впоследствии спасшая жизнь многим малышам, чей организм не воспринимал молоко матери. На протяжении более чем 146-летней истории деятельность компании основывалась на принципах, заложенных еще ее основателем, главный из которых – постоянное стремление улучшать жизнь наших сотрудников, их семей и общества в целом.

За годы работы сложились ли в компании какие-либо сложившиеся традиции и обычаи? 

Если говорить о деятельности компании «Нестле» на российском рынке, то традиции были заложены уже в момент второго прихода «Нестле» в Россию, в 1995 году. Несомненно, это и программы для развития персонала, специальная программа обучения персонала основам правильного питания «Nutrition Quotient», программы развития волонтерства среди сотрудников.  Например, уже традицией стала акция «Елка ангелов», когда сотрудники на Новый год покупают детям подарки, и именно те, которые они просят. Традицией становятся и другие акции, например, «Операция Чистый берег»,  весенние и осенние посадки деревьев в Заповеднике «Угра». Хорошей практикой стала программа «Кулинарные сессии «Готовим вместе», когда в гости к компании приходят дети-инвалиды или дети-сироты и вместе с волонтерами они учатся готовить вкусные и простые блюда. Конечно, корпоративные праздники тоже замечательные традиции, которые способствуют сплочению коллектива и укреплению командного духа.

Существует ли в компании корпоративная культура и политика? В чем ее особенности?

Основу корпоративной культуры формируют «Принципы деятельности компании «Нестле» (Nestlé Corporate Business Principles), которые отражают наши ценности: честность, справедливость, уважение к людям и к  окружающей среде.  Все сотрудники компании, а также ее поставщики и подрядчики должны в своей деятельности следовать принципам деятельности компании. Также стоит упомянуть другие ключевые документы, которые регулируют  деятельность компании Nestlé. «Кодекс делового поведения» (Code of Business Conduct) помогает поддерживать нашу репутацию, определяя минимальные требования к поведению в ключевых моментах. В «Политике взаимоотношений между сотрудниками» (Employee Relations Policy) изложены международные стандарты и задан тон открытого диалога при решении и обсуждении трудовых вопросов. «Кодекс поставщиков «Нестле» (Nestlé Supplier Code) разъясняет поставщикам, в чем заключаются наши основные стандарты и что нужно для того, чтобы им соответствовать. В частности, Кодекс осуждает любую форму коррупции и взяточничества и требует от наших партнеров исключить такие формы поведения.

Компания «Нестле» активно участвует  во многих мероприятиях и инициатива в области КСО, кто чаще всего является инициатором их организации и проведения?

Концепция «Создание общих ценностей» является для Nestlé глобальной. Это то,  как мы должны вести свой  бизнес, т.е. создавать ценности не только для акционеров компании, но и для общества в целом. Эта концепция была разработана  в 2006 году профессором Гарвардского университета Майклом Портером и Марком Крамером, директором «Группа стратегических разработок» международного консультационного агентства, в статье для журнала Harvard Business Review. Суть ее в том, что если КСО – некая отдельная, «добрая» часть стратегии бизнес-компании (в том числе и со своим бюджетом), то концепция «Создание общих ценностей» (CSV) интегрирована в бизнес-модель. Марк Крамер и Майкл Портер использовали опыт деятельности компании «Нестле»  в социальной сфере в странах Латинской Америки как пример инновационного подхода к понятию социальной ответственности, результатом которого являются социальные и экономические выгоды как для компании, так и для общества.

Если создание общих ценностей является общим к исполнению всеми сотрудниками, то некоторые инициативы наших коллег вырастают в интересные и полезные проекты, как, например, произошло с программой «Разговор о правильном питании». Прежде чем эта инициатива превратилась в глобальную образовательную программу  Nestlé «Здоровые дети», она прошла апробацию на российском рынке, где доказала свою состоятельность и полезность, а именно то, что детей основам правильного питания нужно обучать с самого детства. За 13 лет программу освоили почти 5 млн детей.

Существует ли идеальная социориентированная компания? Какой вы ее видите? Возможно ли достижение такого результата в России?

Как правило, под «корпоративной социальной ответственностью» подразумевается, что бизнес будет заниматься решением проблем, которые стоят перед обществом. А наша концепция «Создание общих ценностей» направлена на сам бизнес. Nestlé инвестирует в питание, управление водными ресурсами и развитие сельского хозяйства потому, что это отвечает нашей бизнес-стратегии в долгосрочной перспективе. Концепция «Создание общих ценностей» открыта для других компаний. Многие компании сегодня стремятся объединить усилия бизнеса и общества, чтобы на основе  нового подхода создавать общие ценности.