II Российский Форум социального бизнеса, прошел в Москве 23 октября 2012 года в Министерстве экономического развития РФ. Организатором Форума выступил Российский микрофинансовый центр при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации. Соорганизаторами Форума стали Торгово-Промышленная палата Российской Федерации и Фонд региональных социальных программ В. Алекперова «Наше будущее».

В рамках форума Николай Николаев выступил с докладом, где рассказал о вопросах социориентированности современного бизнеса и важности корпоративной социальной ответственности российского предпринимательства. В своем докладе он отметил, что на сегодняшний день, корпоративная социальная ответственность является важной составляющей компонентой российского бизнеса. «Важно понимать, что именно социоориентированность  является фундаментом репутации современного бизнеса. КСО – это фактор формирования имиджа компании, на который все больше обращают внимание самые разные стороны и структуры, в число которых входит и государство, и инвесторы, и потребители».

По мнению Николая Николаева, российские компании должны стремиться создать именно социориенторованный бизнес, для этого необходимо развитие системы оценки корпоративной социальной ответственности.

Николай Николаев рассказал о принципах работы и методике первого рейтингового агентства «РЕПУТАЦИЯ», специализирующегося на оценке корпоративной социальной ответственности и других нефинансовых показателях деятельности компаний.

«Суть рейтинговой оценки КСО, заключается в  оценке качества и эффективности реализации компанией своей социальной ответственности перед обществом, а также соответствие усилий компании ее возможностям и потребностям самого общества. Иными словами, мы оцениваем, каков фактический социальный эффект от деятельности компании или организации вообще, и от ее усилий в области социальной ответственности, в частности». Методика оценки, которая используется агентством, в части терминологии и структуры КСО базируется на международных стандартах, в частности, ISO 26000. Важнейшей составляющей рейтинговой оценки является учет основной деятельности компании, а не только ее мероприятий в рамках программ КСО.

Рейтинг корпоративной социальной ответственности РА “РЕПУТАЦИЯ” объективно оценивает деятельность компаний по тем основным направлениям, которые принято включать в понятие корпоративной социальной ответственности во всем мире: экономическая результативность и организационное управление, взаимодействие с потребителем, трудовые отношения и права персонала, экология и охрана окружающей среды, взаимодействие с обществом.