Выступление генерального директора РА «РЕПУТАЦИЯ», руководителя Фонда “Единое Общество”  Николая Николаева на Форуме «СоциоБизнес-2012» 13 декабря 2012 года в Москве.

Думается, что сейчас уже мало кто будет спорить с тем, что большинство современных экономических, да и политических катаклизмов имеют причиной не столько экономические или управленческие ошибки, а прежде всего последствия духовного падения общества.

Погоня за сверхприбылью, культивирование страстей, потеря собственных корней, забвение истории и культуры, потеря духовного стержня, все это привело к катастрофическому смещению ценностных ориентаций общества: всех нас.

Об отсутствии ценностных ориентиров как о национальной проблеме сегодня уже говорит и Церковь, и государство, и общество. Если задуматься, мы все испытываем последствия этого духовного падения в своей повседневной жизни. То, что сегодня происходит в культуре, образовании, в науке…  Все это результат изменения ценностных ориентаций.

Конечно, не обошел духовный кризис и предпринимательскую, хозяйственную и экономическую сферу. Все мы являемся свидетелями и коррупционных скандалов, и конкурентных войн, и мошенничества, и много другого того, что наполняет сегодня страницы газет и журналов. Причина все этого негатива – не законы, не экономическая ситуация, а прежде всего человеческие страсти, порок, алчность, безнравственность, бездуховность.

И вот на этом фоне сейчас появляется все больше людей, стремящихся своей деятельностью, своим предпринимательским даром, исправить окружающий мир, сделать его лучше…  Это инициативные, предприимчивые, смелые люди, которые в центр своей предпринимательской деятельности ставят не погоню за прибылью, не алчность, а нужды других, нужды окружающего их общества, разрешение многочисленны накопившихся социальных задач.

Я с большим уважением и восхищением отношусь к тем людям, которые посвящают свои жизни делам милосердия и благотворительности. Это величайшее служение. Люди несут добро, тепло и заботу тем, кто в этом нуждается.  Но последний кризис показал, сколь нестабильна позиция благотворительных фондов. Многочисленные исследования и отчеты показывают, что бОльшая часть благотворительных программ и проектов в кризис или была закрыта, или существенно сокращена.

В отличие от благотворительности, которая решает многие социальные задачи, социальное предпринимательство более стабильно. Сила социального предпринимательства в том, что оно решает социальные вопросы, улучшает здоровье общества не дотационными механизмами. Социальные предприниматели – это люди, которые способны сами заработать не только себе на хлеб. Они берут на себя миссию по разрешению тех сложнейших социальных задач, со многими из которых не смогло справиться и государство, и при этом финансово обеспечивают и себя, и свое предприятие, и своих сотрудников и их семьи.

Удивительная сила! И главный секрет этой силы – постановка в центр своей предпринимательской деятельности не страсти наживы, а добродетели!

Именно отсюда возникает созидательная сила, которая преобразует общество, решает те задачи, с которыми часто не справляется ни государство, ни местные власти, ни большие предприятия.

Возникновение именно сейчас такой волны, связанной с желанием развития социального предпринимательства, на мой взгляд, это и есть реакция, с одной стороны на кризис духовный (ведь движущей силой социального предпринимательства является именно добродетель, а не страсть), с другой – на кризис экономический и его социальные последствия.

Очевидно, что такая созидательная сила сейчас нужна российскому обществу и российской экономике как никогда. Однако на пути развития социального предпринимательства сегодня возникают существенные препятствия.

Прежде всего, затруднения связаны с тем, что все наше законодательство, все существующие механизмы поддержки и стимулирования любых видов деятельности «заточены» лишь на два формата. Либо ты – коммерсант, представляющий интересы предприятия, основной целью которого, согласно нашему Гражданскому Кодексу, является извлечение прибыли, либо ты – представитель некоммерческой организации, которая не имеет право распределять прибыль среди учредителей, и имеет определенные ограничения по осуществлению коммерческой деятельности.

Это накладывает существенные ограничения на пути развития социального предпринимательства.

Осуществляя, в рамках работы рейтингового агентства, разностороннюю исследовательскую деятельность, а также тесно общаясь с различными компаниями на тему корпоративной социальной ответственности, я сталкиваюсь с тем, что крупные компании, ответственно подходящие к реализации своей корпоративной социальной ответственности, понимают эффективность вложений в развитие социального предпринимательства как для общества в целом, так и для отдельных регионов и территорий, в частности.

Это и неудивительно. Одно дело, когда крупная компания для решения каких-либо социальных задач в регионе своего присутствия осуществляет благотворительную деятельность, ежегодно направляя на это определенные невозобновляемые средства. Другое дело, если те же средства вкладываются в создание саморазвивающегося и самоокупаемого механизма, способного решать соответствующие социальные задачи не единоразово, а в режиме постоянного развития.

Более того,  крупные компании не только понимают эффективность такого механизма, они уже сейчас пытаются либо находить возможности для развития социального предпринимательства, либо используют элементы социального предпринимательства непосредственно в собственной работе. Здесь я хотел бы вспомнить в качестве наиболее ярких примеров: во-первых, Фонд «Наше будущее», который создан и работает по инициативе и на средства Вагита Алекперова, во-вторых, итальянскую семейную компаний «Ферреро», реализующую в различных странах мира проект «социальных предприятий».

Если говорить о нашем рынке в целом, то можно с уверенностью утверждать: наши компании умеют эффективно поддерживать благие инициативы. Достаточно вспомнить кампанию по поддержке малого бизнеса, которая была развернута после соответствующего «сигнала» со стороны российского правительства в последние годы. Буквально за несколько лет, как грибы после дождя, появились многочисленные программы и фонды по поддержке малого бизнеса. Появились новые продукты, появились миллиарды рублей, появилась смелось и уверенность в возможности. И все это принесло своим плоды! За десять последних лет, согласно статистике, количество малых предприятий увеличилось более чем на й миллион! За это же время эти малые предприятия открыли более 3 миллионов дополнительных рабочих мест!

И сейчас, если говорить о развитии социального предпринимательства, крупный бизнес, на мой взгляд, способен развернуть не менее масштабную кампанию. Ведь один только первые пять десятков банков на благотворительность потратил в 2011 году около 7 миллиардов рублей!

Но, есть ключевой момент. В случае развития малого предпринимательства от нашего государства поступил ясный и недвусмысленный сигнал. Но в отношении социального предпринимательства – такого сигнала пока – нет.

К чему это приводит? Во-первых, даже при всем желании и понимании эффективности развития социального предпринимательства в рамках реализации своей корпоративной социальной ответственности, никакая корпорация не может это сделать официально и прозрачно. Ведь с точки зрения бухгалтерского учета, любое такое развитие – просто непрофильные и необоснованные инвестиции.

Во-вторых, не понятно, а что, собственно, имеет смысл развивать? Ведь опыта в вопросе поддержки и развития социального предпринимательства нет и взять его, пока, просто негде. И, наконец, в-третьих, этот опыт не накапливается, так как нет узаконенной практики поддержки социального предпринимательства в рамках КСО крупных компаний. Замкнутый круг?

Как его разорвать? Видится, что единственным возможным вариантом может стать тот самый сигнал от государства, который был дан на старт поддержки малого бизнеса.

И таким «сигналом» может стать четкое узаконенное определение социального предпринимательства. Ведь если не будет юридического определения, никакие льготы, программы и решения просто невозможны! Нет определения – нечего и поддерживать!

Несомненно, что важнейшим элементом развития и качественного преодоления вопроса развития социального предпринимательства должно стать формирование бОльшего количества площадок для обмена опытом. Обмена опытом как между непосредственно социальными предпринимателями, так  и крупными компаниями, стремящимися развивать социальное предпринимательство в рамках реализации своей корпоративной социальной ответственности.

Только в этом случае возможен и следующий шаг – накопление доступной опытной базы, которая может стать как основной для обучения в области социального предпринимательства, так и для оценки различных проектов социального предпринимательства для целей их эффективной поддержки.

В заключение хочется сказать, что социальное предпринимательство, имеющее в своей основе добродетель, стремление изменить мир к лучшему, решить в обществе накопившиеся проблемы, жертвами которых являются люди, –  это благое дело, которое полностью отвечает тем духовным и культурным традициям, которые присутствовали и укоренялись в нашей стране на протяжении всей тысячелетней истории Православия на русской земле. Эти традиции, я уверен, не смогли искоренить из нашего народа ни 70 лет советской власти, ни 20 лет новой экономики. А потому развитие социального предпринимательство на российском рынке имеет уникальные предпосылки и уникальные перспективы. Перспективы не только для разрешения множества экономических и социальных проблем, но и для преодоления главного кризиса нашего времени – духовного.